Звукошумовые элементы – это все звуки, которые не относятся к категории музыкальных и не является человеческой речью. Они могут способствовать погружению человека в нужную обстановку, созданию эффекта присутствия и участия в событиях рекламного ролика.
Звуковые эффекты можно условно разделить на два вида:
Первые имитируют звуки, присущие событиям, происходящим в ролике. Так, например, если события ролика происходят на морском побережье, то плеск волн и крики птиц создадут ощущение присутствия. Если рекламируются чипсы, то их хруст будет иллюстрировать процесс употребления данного продукта. В рекламе корма для домашних животных разумно использовать их голоса. В рекламе машинного масла можно использовать рев мотора проносящегося мимо автомобиля. Следует, однако, учитывать, что слишком детальное повторение всех окружающих звуков может помешать восприятию.
Второй тип звуковых эффектов предполагает использование звуков, напрямую не относящихся к рекламируемому товару и событиям ролика. Американское агентство Ogilvy & Mather, желая продемонстрировать надежность банковских счетов, использовало звук грома, как символ мощи и надежности. В России данный звук может символизировать неустойчивость и нестабильность. В рекламе шоколада Lion используют рычание льва, как символ царственного могущества, которое может перейти к человеку, съевшему этот продукт. Многие фирмы выбирают для своих рекламных компаний определённый звук, которой повторяют во всех рекламных роликах, делая его своим фирменным знаком. Например, реклама BMW.
Звуковые эффекты, как было указано выше, можно разделить на 3 вида: натуральные, механические и электронные.
Натуральные или органические звуки – это шумы, записанные в естественных условиях. При условии их качественной записи, они содержат в себе все характеристики первозданности звучания, способствуют большей реалистичности звука. К таким шумам относятся: звуки и крики животных и человека, звуки природы, действия человека и другие.
Механические, или как их еще называют, индустриальные звуки – это звуки техники, машин, приборов повсеместно окружающие жизнь человека. Шум автомобиля, самолета, бытовых приборов – это все звуки механические. Подобные звуки, как правило, имеют характерный металлический тембр и характеризуются определенной степенью ритмичности и повторности собственного звучания. Механические звуки часто имеют более широкий диапазон частот, чем органические, что позволяет экспериментировать с тембром их звучания.
Электронные звуки создаются искусственным путем при помощи специализированной техники или программ для синтеза звук. Синтезаторы позволяют не только имитировать звуки, приближенные к звучанию реалистичных музыкальных инструментов и шумов, но и создавать совершенно новые звуки.
Звуковые эффекты для радиороликов иногда специально записывают. Однако стоимость записи, например, мяуканье кошки, в студийных условиях чрезвычайно высока, поэтому зачастую используются готовые звуки, взятые из специальных звуковых библиотек. В наше время шумовые библиотеки создают профессиональные коммерческие студии и продают пользователям по лицензии. Также существует целый ряд условно-бесплатных или бесплатных библиотек, на которые не распространяются авторские права, но часто качество таких библиотек оставляет желать лучшего.
Большая часть профессиональных библиотек звуковых эффектов издается и распространяется несколькими крупными компаниями, такими, например, как «Hollywood Edge»,«Sound Ideas». Звуки в таких библиотеках записаны с минимальным количеством обработок в высоком разрешении (часто 96 кГц, 24 бит) и, как правило, распространяются в формате wav.
Полная коллекция шумов от компании SoundIdeas.
Такие библиотеки издаются на CD, DVD дисках или распространяются через интернет. Звуки, включенные в них, подробно распределяются по категориям, что отображено в специально прилагаемом каталоге. Например, в описании можно найти такие категории как электроника, погода, взрывы, поезда, промышленность, офис, животные и другие. В каждой категории предлагаются десятки, а не редко и сотни отдельных звуковых фрагментов. Наиболее полные библиотеки имеют объем в десятки гигабайт, обеспечивающие звукорежиссера самыми разнообразными звуковыми эффектами.
В отличие от голоса диктора звуковые эффекты позволяют воздействовать на подсознание слушателя. Часто рекламу слушают невнимательно, а радиореклама иногда вообще является фоном для других занятий (например, управления автомобилем или приготовления пищи). Однако названия товаров и что-то с ними связанное все равно «оседает» в памяти. Человек может не осознать полезность товара, но, придя в магазин, он неожиданно для себя вспоминает рекламу и покупает этот товар.
При помощи звуковых эффектов можно напомнить человеку о конкретном товаре прямо на месте продажи. Для этого в магазинах может играть звуковой символ товара. Этот символ должен быть хорошо известен покупателям. Для этого его размещают в каждом рекламном ролике, а услышав этот звук в магазине, люди могут непроизвольно вспомнить о товаре, что будет способствовать его покупке.
Имея в своем распоряжении целый ряд источников звукошумовых эффектов, сначала следует решить, какие эффекты нужны для ролика, в какой последовательности они будут звучать и как звучать.
Есть некоторые особенности, которые надо учитывать при их подборе:
Заполненность радио и телеэфиров звуковыми эффектами приучает слушателя не удивляться им, люди привыкли к ним и не обращают на них внимания. Сделав ролик вообще без этих эффектов можно привлечь к нему больше внимания, так как на общем фоне он станет необычным явлением. Таким образом, отказ от звуковых эффектов и музыкального сопровождения может в некоторых случаях увеличить эффективность рекламы.
Также надо не забывать и учитывать правовые аспекты рекламной деятельности. Если в рекламе будет использоваться музыка или звуковые эффекты без согласия авторов и исполнителей, то эти люди могут потерпеть моральный и материальный ущерб, так как они не получат полагающегося им денежного вознаграждения и могут потерять любовь поклонников. Звуки и музыка могут нарушать общепринятые нормы морали и нравственности, что может привести к деморализации всего общества или же его отдельных групп (например, подростков). Музыка и эффекты дают обширные возможности для скрытой рекламы, которая нежелательна по многим причинам. Во-первых, данный вид рекламы затрудняет налогообложение. Во-вторых, люди против своей воли, не осознавая причины своих решений, начинают покупать тот или иной продукт, что дает рекламистам некую тайную власть.