После того, как запись диктора выполнена, наступает этап редактирования. Человеческий голос чрезвычайно выразителен сам по себе, однако при помощи различных методов обработки звука можно получить еще более интересные и яркие голосовые эффекты. Для голоса может быть применен весь спектр существующих методов обработки – амплитудных, частотных, фазовых, временных и т.п.
Частотная коррекция или как говорят звукорежиссеры эквализация – один из самых популярных эффектов для обработки голоса. Также, к сожалению, это один из эффектов, которым часто злоупотребляют. При неправильной эквализации, конечный результат может звучать даже хуже, чем до её использования.
Конечно же, не существует каких-то строгих правил, согласно которым должен обрабатываться частотный спектр голоса, но есть основные принципы, о которых и пойдет речь.
При обработке записанного голоса, как правило, сначала применяется фильтр высоких частот - 60-100 Герц. В некоторых случаях высота среза низких частот достигает 150 Гц, в зависимости от характера подачи дикторского голоса и его тембра. Это позволит, во-первых, избавиться от лишних низкочастотных призвуков, во-вторых, если это необходимо, снизить излишнее количество НЧ возникших из-за эффекта близости направленного микрофона. Иногда эффект близости «играет на руку» т.к. делает тембр голоса более теплым, интимным. НЧ также приподнимают для придания мужскому голосу бархатистости. «Бубнящие» голоса часто требуют коррекции нижней середины и фильтр среза низких частот на 100-250 Гц. Частотный диапазон от 800 до 1500 Гц придает голосу мощности подачи и уверенности, но здесь главное не перестараться при увеличении уровня в этом диапазоне, т.к. при избытке данных частот может появиться гнусавость. А небольшой подъем в интервале 2500-5000 Гц может придать лучшую разборчивость речи. Небольшое увеличение уровня высоких частот – 12-18 кГц – позволит выделить высокие гармоники и придать звуку яркость, «полетность», «воздушность».
Частая проблема, с которой сталкивается звукорежиссер при записи речи, – это сибилянты – свистящие согласные. Конечно, всегда можно прибегнуть к специальным устройствам – де-эссерам, но лучший способ – это отыскать свистящие согласные и вручную «прибрать» частоты в районе 6-8 кГц в зависимости от тембра голоса и половой принадлежности диктора.
Фильтр низких частот.
Типичная частотная коррекция речи. Прибран «носовой» призвук в области низкой середины и произведено повышение ВЧ для более разборчивого и яркого звучания.
При обработке голоса в рекламе в подавляющем большинстве случаев используется динамическая обработка голоса – компрессия. Компрессия звука способна сделать голос более насыщенным и «плотным». Настройки параметров компрессоров индивидуальны для каждого голоса, однако существуют отправные значения, которые являются универсальными.
Для «вязких» тембров - со слабой артикуляцией - выставляется большая атака и меньшее время восстановления. Типичные значения установок компрессии для подчеркивания атаки согласных и, соответственно, улучшения различимости таковы:
Аttack 20-50 мс, Release 5-20 мс, Ratio = 3-5.
Если тембр диктора менее «вязкий», голос с хорошей подачей и артикуляцией компрессия нужна для регулирования общей плотности. Выставляется меньшая атака. Время восстановления обратно пропорционально темпу речи, т.е. высокому темпу соответствует меньшее время восстановления и наоборот:
Attack 0-10 мс, Release 5-50 мс, Ratio = 5-20.
Оригинальные «железные» V.I.P. инструменты для обработки речи достаточно дорогостоящие, но с появлением их программных клонов многие студии, даже не самые большие, могут себе позволить использовать их уникальное звучание. Одним из популярных таких устройств является UREI 1176, который обладает узнаваемым радийным звуком.
Эмуляция UREI 1176 от компании UNIVERSALAUDIO.
К пространственной обработке дикторского голоса прибегают не так часто или используют ее по минимуму. Часто применяют эффект реверберации или дилэя (delay) для смыслового акцента, если нужно выделить отдельный блок или фразу (адрес, телефон или др.), а также если этого требует сценарий ролика (создать эффект присутствия на стадионе или в концертном зале).
Но надо помнить, что каждый голос уникален, и, чтобы получить нужный эффект, для каждого голоса следует подбирать индивидуальные настройки.
Финальную обработку называют мастерингом. Однако, по мнению автора, в рекламе такую обработку можно назвать мастерингом с большой натяжкой. По сути, для финальной коррекции в основном используют только один инструмент – ультрамаксимайзер - как правило, ультрамиусимайзером называют устройство, включающее в себя лимитер и усилитель.
Рековый ультрамаксимайзер компании WavesL2.
Не секрет, что современные радиоролики подвергают «жесткой» компрессии. Причиной этому стало то, что в 70х годах было замечено, что те произведения, которые звучали по радио громче остальных, нравились слушателям больше, так как казались более яркими, динамичными, а, соответственно, аудионосители с этими произведениями лучше продавались. Также и в рекламе все пытаются выделиться на фоне остальных и самый простой способ просто быть громче остальных (читай статью «Война за громкость»). Автор данной статьи не сторонник такой обработки, но в силу устоявшихся традиций, в радиорекламе приходится прибегать к ней всегда.
Софтверная версия устройства компании WavesL3.
Еще раз хочу отметить, что все указанные здесь инструменты и их настройки, не являются руководством к действию. Здесь приведены лишь основные параметры. Каждый дикторский голос индивидуален и требует индивидуального подхода.