Музыка в рекламе играет огромную роль. Почти у всех людей музыка вызывает чувства и эмоции, немногие могут избежать этого воздействия. Исследователи телевизионной рекламы, которая исследуется наиболее досконально, признают, что музыка увеличивает эффективность рекламы.
В 1980-е годы Г. Горн провел исследование влияния фоновой музыки на эффективность рекламного ролика. Ему удалось установить, что приятная или неприятная музыка, использованная как фон, начинает ассоциироваться с продуктом, причем, продукт, который рекламировался под неприятную музыку, начинает восприниматься как ненужный и нежелательный.
В эти же годы в США проводились интенсивные исследования воздействия музыки в рекламе. Исследовательские тесты предлагали слушателям ответить на несколько вопросов в процессе прослушивания пятидесяти роликов - десять из них были без музыки, а сорок – с музыкой. Большинство из них признали, что ролики, лишенные музыки, их немного утомляют, но информационность у них намного выше, чем у роликов с музыкальным оформлением. Однако слушатели также указали, что им сильнее хочется купить продукт, рекламируемый под музыку. Оценка эмоциональности рекламных роликов была значительно выше у роликов с музыкальным фоном.
Тестируя соотношения мажора и минора в роликах, они пришли к выводу, что мажор сильнее способствует покупке товаров.
Также были проведены тесты, анализирующие различные темпы. Эти тесты дали следующий результат: быстрый темп лучше способствует сбыту товаров, нежели медленный и средний.
Также они проанализировали ролики с ясно выраженной мелодией и без нее. По мнению слушателей, ролики с плохо выраженной мелодией выглядят более приятно и воспринимаются более восторженно, но приковывают меньше внимания. Однако в целом музыку без ярко выраженной мелодии можно считать более приемлемой для рекламы (за исключением тех случаев, когда реклама является песней).
Существуют некоторые традиционные способы озвучивания различных видов рекламы. Так, в радиороликах музыка может использоваться:
Джон Коулсон, бывший вице-президент по исследованиям агентства Leo Burnett, утверждает: “Соответствующая музыка может усилить настроение рекламного ролика. Музыка может сделать рекламу более запоминающейся и улучшить отношение потребителя к товару”.
Обычно применяются следующие способы выделения роликов при помощи музыки:
1. Ролик озвучивается музыкой, стилистически отличающейся от музыки, звучащей в других роликах. В результате, в радиоэфире вы сможете увидеть ролики, озвученные авангардным джазом, традиционной и авангардной классической музыкой и т. д. Причем данные стили не являются в настоящее время популярными, но их необычность позволяет привлечь внимание к ролику и выделить этот ролик из массы других.
2. Специально для ролика создается песня о рекламируемом товаре. Однако часто запоминается сам ролик, а не рекламируемый в нём товар и его функции. Это свойство является основным недостатком данного метода.
3. Иногда в начале ролика размещаются необычные звуки, которые и привлекают внимание к самому ролику, сам ролик при этом может быть вполне традиционен.
Данные способы не являются единственно возможными, они лишь наиболее распространенные.
Часто музыкальное сопровождение выходит на первый план в начале и в конце ролика. Считается, что лучше всего люди запоминают начало и конец ролика. Таким образом, эти небольшие кусочки музыки (в начале и в конце) должны иметь максимально возможное качество музыки и звука, а так же наилучшим образом подходить для рекламируемого товара. Нежелательно, чтобы музыкальное сопровождение ролика обрывалось неожиданно, т.е. не имело бы коды, так как неаккуратная концовка останется в памяти потребителей.
Считается, что в «идеальном» ролике музыка должна сначала привлечь внимание, затем она должна превратиться в нейтральный фон, чтобы дать словам заинтересовать потребителей, затем она может превратиться в средство возбуждения желания и в конце задать ритм покупательской активности.
Знаменитый американский рекламист Дэвид Огилви образно описал этот процесс: “Смысл радиорекламы заключается в том, чтобы заставить людей слушать. Удивляйте. Будоражьте воображение. Разбудите людей, растормошите их. А расшевелив, заговорите с ними. Заинтересуйте их, очаруйте, рассмешите, тогда люди все запомнят”.
Неожиданно появившаяся музыка или необычные изменения в музыкальном сопровождении могут привлечь внимание к какой-либо части рекламного ролика. В этой части можно разместить важную информацию о товаре, есть вероятность, что тогда ей уделят больше внимания.
Для ролика музыка подбирается таким образом, чтобы она не мешала голосу, поэтому для «подложек» практически не используют музыку с сольной партией скрипки, фортепиано и других инструментов, чьи регистры близки к регистру человеческого голоса. Вообще нежелательно использование в качестве фона музыки с развитой и замысловатой мелодической линией и сложным ритмическим рисунком, и это относится к любому инструменту. Иногда, чтобы «подложка» не мешала разборчивости речи, можно воспользоваться эквалайзером и «подрезать» средние частоты, совпадающие с регистрами мужского или женского голоса. Если музыка превышает нужный хронометраж, ее можно плавно увести с помощью fade-out или смонтировать с финальным аккордом, вырезав лишний куплет или проигрыш.
Также надо не забывать и учитывать правовые аспекты рекламной деятельности. Если в рекламе будет использоваться музыка или звуковые эффекты без согласия авторов и исполнителей, то эти люди могут потерпеть моральный и материальный ущерб, так как они не получат полагающегося им денежного вознаграждения и могут потерять любовь поклонников. Звуки и музыка могут нарушать общепринятые нормы морали и нравственности, что может привести к деморализации всего общества или же его отдельных групп (например, подростков). Музыка и эффекты дают обширные возможности для скрытой рекламы, которая нежелательна по многим причинам. Во-первых, данный вид рекламы затрудняет налогообложение. Во-вторых, люди против своей воли, не осознавая причины своих решений, начинают покупать тот или иной продукт, что дает рекламистам некую тайную власть.