Главная » Полезная информация » Дикторский голос и его запись

Дикторский голос и его запись

Человеческий голос – уникальный, мощный, выразительный инструмент. Ни одно современное аудиовизуальное произведение, ни один радиопродукт не обходится без использования возможностей человеческого голоса. Хорошо поставленный,  уверенный, красивый, необычный голос является сильным средством воздействия. Голос может привлечь внимание слушателей, убедить, завоевать доверие. Благодаря наличию специфического тембра голоса диктора, актера, характерной ритмики и мелодики его речи слушатель запоминает и быстро узнает голос любимого исполнителя. Наиболее необычные и уникальные голоса талантливых исполнителей навсегда становятся частью мировой культуры и искусства. Поэтому речь – это самый значимый компонент любого радиоролика.

Голос – это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Голосовой аппарат  является, по существу, духовым музыкальным инструментом. Однако среди всех музыкальных инструментов  он не имеет себе равных по своей многогранности, разнообразности, передачи малейших оттенков, интонации и др.

Генерация энергии воздушного столба происходит в легких, которые представляют собой своеобразные меха, создающие поток воздуха при вдохе и выдохе за счет разницы атмосферного и внутрилегочного давления. Процесс образования звуков речи определяется колебаниями связок, что приводит к модуляции потока воздуха, выдыхаемого из легких. Такой процесс называется фонацией. Вокальный тракт (гортань, голосовые складки, язык, губы) выполняет роль резонатора, т.е. усиливает и фильтрует входной сигнал. Таким образом,  при образовании звуков речи с помощью процесса фонации формируется звуковой сигнал, который затем трансформируется в вокальном тракте и превращается в последовательность речевых акустических сигналов. 

Говорящий человек при помощи звуковых волн передает слушателю разнообразную информацию. Мы узнаем, кто говорит, о чем и с каким эмоциональным отношением. 
Голос способен рассказать о чувствах, эмоциях, о здоровье, откуда он родом, какое получил образование и т.д. Голос способен поведать всю психологическую историю личности.
Голос человека бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый и торжествующий, и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроение человека и его мысли.

Одной из особенностей человеческой речи является интонация – единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения.

Выделяют следующие функции интонации:

  • различает коммуникативные типы высказывания – побуждение, вопрос, восклицание, повествование, подразумевание;
  • различает части высказывания соответственно их смысловой важности, выделенности;
  • оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы, синтагмы;
  • выражает конкретные эмоции;
  • вскрывает подтекст высказывания;
  • характеризует говорящего и ситуацию общения.

Если разложить голос на составляющие, дать ему определенные характеристики, то голос обычно рассматривают по основным параметрам, таким как высота,  частотный диапазон, тембр, сила, длительность, а также наличие вибрато и окраска. Для хорошо поставленного голоса еще характерны и такие свойства, как благозвучность и разнообразие тона. Все эти качества образуют единый неделимый комплекс. 

Высота голоса характеризуется количеством колебаний голосовых связок в одну секунду. Человек не может изменить свою данную природой высоту голоса, однако может говорить более или менее высоко в пределах доступного диапазона. 

Под диапазоном голоса понимается расстояние от самого низкого по высоте звука, который может издать голос до самого высокого. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи чаще всего человек использует всего лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь более выразительной. Голос звучит более убедительно и уверенно, если использовать низкий диапазон, нижние ноты голоса.

Голоса подразделяются на мужские, женские и детские. Прежде всего, отличие речи состоит в спектральном составе информации и энергетической насыщенности той или иной части этого реально спектра. 

Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску (теплоту, мягкость),  которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом, характером обертонов или гармоник, образующихся в резонаторах – нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и носа). Тембр голоса индивидуален. Имеет возрастные особенности. Человеческий тембр состоит из основного тона,  который отвечает за высоту голоса и его мощность, а также из множества обертонов, которые придают нашему голосу определенную окраску, или, другими словами, тембр. Основной тон находится в диапазоне частот от 80 до 200 Гц у мужчин и от 160 до 340 Гц у женщин. Все обертона нашего голоса, объединяемые условно в группы формант, находятся по чистоте выше, чем основной тон. И, чем богаче набор обертонов в нашем голосе, тем он красивее, привлекательнее, звучнее и т.д.

Мужские и женские голоса характеризуются формантным отличием. При этом для большинства «традиционных» мужских голосов характерны четко выраженные зоны с центральными частотами 500 Гц и особенно 1 кГц, определяющие как «фактурность» звучания, так и разборчивость. Женские «традиционные» голоса имеют сдвиг в сторону верхних частот примерно на октаву, соответственно 1 и 2 кГц. Детские голоса ближе к женским, но, как правило, имеют менее богатый спектр и энергетику. 

Форманта – область частот, в которой заметно усиливается звучание попадающих в нее обертонов или основного тона. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей части полости. Поэтому она сохраняется и при шепоте.

У разных людей форманты даже в одних и тех же гласных звуках несколько разнятся по своему частотному положению, ширине и интенсивности. Индивидуальные особенности формант и придают голосу каждого человека неповторимый, присущий только ему тембр.

Фонема

1-я форманта, Гц

2-я форманта, Гц

3-я форманта, Гц

«У»

300

600

2500

«О»

500

750

2500

«А»

700

1200

2600

«Е»

440

1800

2500

«И»

240

2250

3200

«Ы»

300

1480

2230

 Таблица частот формант для некоторых фонем русского языка.

Вибрация является органическим элементом певческого звука и придает голосу особую красоту, выразительность и способность большего эмоционального воздействия. Характер вибрации индивидуален у каждого голоса и в некоторой мере определяет его качество. Голоса, имеющие слишком крупную или наоборот слишком мелкую вибрацию, а также голоса, у которых вибрация отсутствует или слишком мало выражена, считаются не имеющими художественной ценности. 

В зависимости от тембра голос может быть серебристый, бархатный, яркий, тусклый. Поэтому иногда говорят об окраске или о «цвете» голоса.

Под тоном голоса подразумевают его эмоционально-экспрессивную окрашенность, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, официальным, дружеским, восторженным, недовольным и т.д. Он создается при помощи таких средств, как увеличение  или ослабление силы голоса, ускорение или замедление темпа речи, паузирование.

Сила голоса – это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Сила голоса определяется мощностью выдыхаемого воздуха, степенью напряженности голосовых складок, амплитудой их колебаний.

Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков – хрипоты, сиплости, гнусавости. В понятие благозвучности включается, прежде всего, звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта, если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым.

Человеческий голос – мощный инструмент, при помощи которого можно воздействовать на эмоции слушателя, передавать ему различную информацию, поэтому очень важно, чтобы речь была четкой и выразительной, а поэтому необходимо отнестись очень внимательно к подготовке записи речи.

После того, как получен текст или сценарий, следует определиться, какой голос подойдет для данного ролика. При выборе голоса диктора надо учитывать специфику товара, потенциальную аудиторию слушателей, жанр ролика. Проводя кастинг голосов, необходимо обращать внимание на тембр, особенности произнесения речи, интонирования, голосового акцента. 

На качество записи речи влияет ряд технических и технологических условий: заглушенная комната для записи с минимальным временем реверберации, правильный выбор микрофона, микрофонного предусилителя, наушников,  расположение микрофона, режим и параметры записи звука и др. В домашних студиях для получения максимально «сухого» звука часто пользуются портативными акустическими экранами.

Акустический экран-сумка для мобильной и домашней звукозаписи.

Для записи рекламного голоса стандартными являются частота дискретизации 44 кГц, квантование 16 бит, поскольку поддерживаются всеми звуковыми программами и используются при записи компакт-дисков. 

Самые часто используемые микрофоны при записи голоса: Neumann U87, Neumann TLM103, TLM170, Neumann KM(S)84, Sennheiser 416, AKG C414. Часто при записи дикторов используют и динамические микрофоны (самые популярные Electro-Voice RE20, SHURE SM7B), а при записи дикторов на ВВС используют ленточные микрофоны. Выбор того или иного микрофона требует индивидуального подбора, в зависимости от того результата, который хочет получить звукорежиссер. 

При работе с микрофоном необходимо учитывать некоторые особенности. Одна из таких особенностей – так называемое «задувание» потоком воздуха, которое особенно ярко проявляется на взрывных согласных – «п», «б», «т» и им подобные. В результате попадания на мембрану интенсивного звукового импульса образуется резкий бросок амплитуды сигнала, перегружающий усилитель или АЦП. Для борьбы с этой особенностью микрофона используют POP-фильтр – сетка или мягкая прокладка, расположенная на некотором удалении от микрофона. При отсутствии такого фильтра можно наклонить микрофон немного назад так, чтобы поступающий воздух из носа и рта попадал на мембрану под углом, а не напрямую.

Микрофон с POP-фильтром.

Также необходимо избегать проникновения звука из наушников в микрофон и, как следствие, возникновения обратной связи. Решение проблемы – в использовании удобных закрытых наушников с высоким звукоизолирующим эффектом. В настоящее время хорошо себя зарекомендовали наушники Beyerdynamic DT770 PRO и Sony MDR-7509.

Важным является наличие возможности регулирования уровня громкости микрофона в наушниках диктора, панорамы и частотных характеристик. Громкость и регулирование частотных характеристик необходимы для обеспечения более комфортного звучания в наушниках, а регулирование панорамы применяется при способе записи «с одним ухом», когда звук подается в наушники только в один из стереоканалов, а вторым, свободным от наушника ухом диктор слышит собственный голос в помещении для записи. Данная методика применяется при записи дикторов, а также вокалистов для лучшего самоконтроля и интонирования.

После того, как все подготовительные работы выполнены, можно приступать к записи диктора или актера. 

Перед записью необходимо распечатать текст в удобном для диктора формате. Разметить в нем интонационные паузы, а слова и фразы, которые являются логическими центрами выделить. Также важно правильно расставить ударения в именах собственных и спорных словах, а также указать транскрипцию иностранных слов, если таковы имеются в тексте сценария. 

Звукорежиссер еще до того, как началась запись, должен в целом представлять и слышать конечный результат своей работы и место дикторского голоса в ней. Тогда существенно снижается количество записываемых дублей, все дубли пишутся в едином художественном поле и, таким образом, на запись тратится меньше времени, а общее качество повышается.

Главное — детально объяснить диктору, как будет построен ролик, показать характерные музыкальные отрывки. Причем вовсе необязательно читать под музыку, так как при чтении со звучащей подложкой значительно снижается самоконтроль диктора, становятся менее различимыми огрехи прочтения, которые впоследствии могут проявиться при сведении. Важно лишь указать диктору нужный темп текста или отрывка текста и придерживаться его.

Не стоит перегружать актера сообщением ему большого количества дополнительной информации. Общаясь с актером между дублями, перед тем как сказать что-либо в микрофон, подумайте, как выразить вашу мысль максимально доступно и понятно для исполнителя.

Тембр записанного голоса довольно сильно зависит от расстояния между микрофоном и ртом исполнителя, а также от положения микрофона относительно его лица. Зарубежные специалисты считают, что любой микрофон имеет так называемое «сладкое место» (sweet spot). Это место, в  непосредственной близости от источника звука, где голос будет звучать наиболее естественно. Например, при использовании конденсаторного микрофона с широкой диафрагмой это место, как правило, в 10-15 сантиметров от диафрагмы. Чтобы добиться сочного и бархатистого тембра голоса, расположите микрофон непосредственно у рта диктора, но при такой расстановке придется потрудиться, чтобы избежать «заплевывания». Если по сценарию один из персонажей находится в другой комнате или машине, можно попросить диктора отвернуться от микрофона, и тем самым мы добьемся нужного эффекта.

«Сладкое место» для конденсаторного микрофона.

Для стандартного рекламного ролика тембр звука дикторского голоса должен передаваться точно, без лишних призвуков и отзвуков акустики студии. Следует следить за произнесением фраз и слов, отсутствием «проглоченных» букв, неправильного произношения, ударения или интонации. Не следует дожидаться, пока диктор дочитает весь текст до конца, если вы чувствуете, что характер чтения вас не устраивает. Вы сэкономите много времени и сил исполнителя, если, прервав чтение, объясните ему, что и как ему необходимо делать. Записывайте не менее двух-трех голосовых дублей. В дальнейшем вы сможете выбрать наиболее удачный вариант.

×
Спасибо за заказ

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Back to Top
В главное меню
vk Язык
welon
©

SoundReklama.ru

2016